Конституционный
суд РФ признал систему «Платон» в целом соответствующей основному закону
страны. Как говорится в определении, суд сделал ряд замечаний. В КС заявили о
недопустимости применять к плательщикам меры принудительного характера, а также
произвольно повышать тарифы.
Свое решение суд аргументировал тем, что система «Платон» не обладает
характеристиками налога. Кроме того, КС не усмотрел двойного обложения при
взимании одновременно с данной платой транспортного налога и акциза на топливо.
При этом в суде заявили о необходимости доработать систему по взиманию платы с
большегрузов. Правительству предложили не обременять бизнесменов сходными по
назначению платежами. Взносы по «Платону» предлагают вычитать из транспортного
налога. Также КС подчеркнул, что штраф нельзя возлагать на владельца в
отсутствие его вины. Теперь водитель вправе доказать, что нарушение произошло
по независимым от него причинам.
Кроме того, оператор не может применять к дальнобойщикам какие-либо меры
принудительного характера, помимо санкций, предусмотренных в КоАП, в том числе,
по повышению тарифов.
Директор по правовым вопросам системы «Платон» ООО «РТ-Инвест Транспортные
системы» Михаил Попов
— Существовало толкование, при котором можно было допустить, что оператор
вправе устанавливать нормативные порядки и обязывает дальнобойщиков поступать
определённым образом. Оператор так никогда не считал. <…> Вопросы
нормативного регулирования — это вопросы правительства законодателя, но точно
не оператора, который занимается обеспечением качественного функционирования
системы. Мы не устанавливаем нормы права, поэтому для нас в данном случае
ничего не изменилось.
В КС с требованием проверить систему
«Платон» в России ранее обратились 92 депутата Госдумы от фракции КПРФ. По их
мнению, «Платон» противоречит Налоговому кодексу РФ и не отвечает
конституционным требованиям справедливости, соразмерности и экономической
обоснованности.
Решение КС считает несправедливым координатор движения петербургских
дальнобойщиков Александр Расторгуев.— Они подыграли власти. Они подыграли Ротенбергам. Все прекрасно понимают, что
взимать плату за проезд по дорогам, которые Ротенберги не строили, это
незаконно. Эти дороги строили наши дети и отцы. Мы платим налоги за эти дороги.
Если бы Ротенберг построил отдельную свою дорогу и поставил там шлагбаум, мы бы
ездили за деньги и никто бы не возмущался. Мы недовольны из-за того, что люди,
которые ни одного километра не закатали этой дороги, поставили там шлагбаум и
начали снимать деньги с других.
Система по взиманию платы с большегрузов «Платон» была введена в России с 15
ноября 2015 года. Плата, взимаемая с грузовиков массой более 12 тонн,
направлена в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение федеральных трасс
тяжелыми автомобилями. Оператор системы «Платон» -ООО «РТ-Инвест» и 42-летний
предприниматель Игорь Ротенберг — известного миллиардера Аркадия Ротенберга.
Введение «Платона» вызвало негодование у дальнобойщиков. В знак протеста
водители большегрузов начали проводить массовые пикеты более чем в 40 регионах
России. Акциями протеста водители смогли добиться лишь временного снижения
тарифов и штрафных санкций.