Топ-100 Налоговое администрирование: новые сюрпризы для физических и юридических лиц - Гражданин и закон
Главная страница » Налоговое администрирование: новые сюрпризы для физических и юридических лиц
Какие сюрпризы преподнесёт налоговое законодательство физическим и юридическим лицам в этом году
Поделиться

Какие сюрпризы преподнесёт
налоговое законодательство физическим и юридическим лицам в этом году, обсудили
в новом выпуске программы «Гражданин и закон» на радио «МедиаМетрикс». Гость
ведущей Юлии Мелейко — адвокат, член Ревизионной комиссии  Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Александр
Чангли.

С 2017 года долги по налогам и ЖКХ смогут списывать со
счетов и карт россиян почти автоматически. Как это будет осуществляться на
практике? В каких случаях списания недопустимы? Совершая дорогие покупки,
каждый из нас попадает в поле зрения налоговой службы. Какие санкции грозят
недобросовестным налогоплательщикам и как совершать покупки, не привлекая
внимания? Об этом и не только, читайте в нашем материале по итогу
радиопрограммы.

Начнем с налогового
администрирования. Изменения коснуться не только предпринимателей, но и
физических лиц. Процедура списания долгов 
с личных счетов будет почти автоматической. Верховный суд разъяснил
порядок принудительного списания долгов граждан по услугам ЖКХ, связи и по
налогам. Как это будет выглядеть на практике?

Действительно, в законодательстве 2017 года есть изменения,
однако они не являются революционными или прорывными, скорее их можно назвать
техническими. Общая тенденция, которая сейчас существует, это усиление
государственного контроля над всеми сторонами жизни. Основное изменение в
налоговом законодательстве связано с передачей администрирования страховых
взносов от небюджетных фондов к налоговому органу, т.е. теперь сборы в
Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, медицинские страховые взносы,
будут собирать не непосредственно сами фонды, а налоговые органы. Это уже было
до 2010 года, когда у нас действовал единый социальный налог и этим занимались
налоговые органы. После этого страховые взносы передали на управление фондам и
теперь возвращают назад. Будем надеяться, что это повысит платежную дисциплину
организаций.

Еще одной новинкой в налоговом законодательстве стало
обязательство налогоплательщиков сообщать об объектах недвижимости
самостоятельно. Раньше налогоплательщики могли ждать документы из налоговых
органов и только после этого осуществлять плату, теперь, даже не получив
соответствующего уведомления, они должны сами сообщать в налоговые органы о
наличии имущества.

А если не сообщат?

Наступает ответственность. Штраф может достигать 20% от
суммы объекта,  подлежащего оплате в
бюджет.

Что касается организации бюджетной системы, тут изменено
распределение налога на прибыль. Если раньше 2% налога шло в федеральный
бюджет, а 18% — в региональный, то сейчас в федеральный будет идти 3%, в
региональный – 17%.

Есть и положительный момент для налогоплательщика. Это
связано с тем, что увеличился лимит по оборотам и доходам упрощённой системы
налогообложения. Раньше при доходе в 60 млн. рублей, организация должна была
переходить на общую систему налогообложения, сейчас этот предел подняли до 150
млн. руб. и таким образом под упрощенную систему налогообложения может попасть
большее количество организаций.

Кроме того, теперь налоговые органы могут взыскивать налоги
не только с аффилированных организаций, но и с аффилированных физических лиц,
если в результате недобросовестных действий на них было выведено какое-то
имущество и им таким образом удалось избежать уплаты налогов. Также введено
некое количество несущественных изменений в налоговых декларациях, в  сроках из уплаты, в порядке оформления и иных
мелочах.

Что касается списания долгов со счетов. Эти изменения были
введены в гражданский кодекс еще в июне 2016 года. Было установлено, что
судебный приказ – это упрощённая форма судебного решения, для проведения
которого подается минимум документов и требования основаны на нотариальной,
письменной базе. Это касается уплаты алиментов, коммунальных услуг и связи (здесь
имеется большая задолженность граждан перед сотовыми компаниями). Если эта
задолженность не превышает 50 000 руб., она может быть списана в порядке судебного
приказа. При этом нельзя списывать более 70% заработной платы, в случае, если
взыскание наложено на периодические платежи. Это упрощённый порядок, при
котором в течение 5 дней после подачи заявления, суд должен вынести приказ.
Свидетели при этом не привлекаются.

27 декабря вышло постановление Верховного суда, в котором
дано интересное разъяснение, касающееся не только судебного приказа, а в целом
уведомления граждан о судебных решениях и наличии судебного производства.
Теперь предусмотрено, что весь риск неполучения корреспонденции лежит на тех,
кто не получил. То есть вводится обязанность получать судебные уведомления.
Гражданин считается уведомлен, если в его адрес отправлено письмо. Если оно не
дошло из-за плохой работы почты, это можно оспорить. Для Почты России
установлен срок доставки судебного письма – 7 дней.

Если у должника нет
открытых счетов, что будут списывать в этом случае?

Имущество. В соответствии с гражданско-процессуальным
законодательством, не может быть обращено взыскание на единственное жилище
должника, какого бы размера оно не было. В перспективе в этот закон грядут
изменения.

Совершая дорогие
покупки (автомобили, недвижимость и т.д.), гражданин попадает в поле зрение
налоговой службы, которая проверяет соответствие расходов налогоплательщика его
доходам. Если расходы явно превышают официальные доходы, то налоговики могут
потребовать от гражданина объяснений. Какие санкции грозят недобросовестным
налогоплательщикам?

Достаточно часто мы слышим новости о том, что безработный
попал в ДТП на дорогом автомобиле. Возникает вопрос — как это все соотноситься?
На самом деле, это больше журналистская компания по этому вопросу. Никаких
изменений в налоговом законодательстве нет и будут ли они – большой вопрос. Все
налоги, существующие в государстве, закреплены в налоговом кодексе, который устанавливает
налогообложение доходов физического лица. Расходы не отражаются, не облагаются
и предметом налогового контроля не являются. В конце 90-х годов пытались
контролировать расходы, но от этого отказались. Есть презумпция добросовестного
налогоплательщика, если есть основания говорить, что он подал недостоверные
сведения о своих доходах, то это должно быть проверено налоговыми и
правоохранительными органами. Есть еще такой обсуждаемый момент, в 2003 году в
Мексике была принята Конвенция ООН по противодействию коррупции, которую подписала
и РФ. Там были некие неоговорки, а именно копья ломаются о статью 20
«незаконное обогащение», в которой рекомендуется принять в качестве
уголовно-наказуемого деяния ответственность за незаконное обогащение. Т.е.
значительное обогащение публичного лица (судьи, депутаты, чиновники),
превышающее его доходы. Если следовать духу того, что Россия уже приняла,
начинать надо не с рядовых граждан, а с публичных должностных лиц.

Можно ли обмануть
налоговые органы и совершать покупки, не привлекая внимание?

Сейчас ничего не может обмануть век компьютеризации и
информационных технологий. Если это касается покупки недвижимости, то об этом в
налоговую службу сообщат органы Реестра, покупки автомобиля — ГИБДД, банки, и все,
кто исполняет так называемую фискальную функцию. Есть конечно возможность
оформить что-то не на себя, а на родственников или еще кого-то. Но не
обязательно обманывать, есть же у нас определенные вычеты налоговые. Также у
нас есть Росфинмониторинг,
который обладает колоссальным объемом информации о всех транзакциях и платежах.
Нет хуже для организации, чем попасть в базу Росфинмониторинга
как недобросовестная организация. А чтобы попасть в их черный список, можно
совершить операции, которые предусмотрены законом «О предотвращении
легализации». 

В этом году появятся
штрафы за задержку зарплат перед сотрудниками. О каком наказании идет речь? Оно
касается должностного лица или учредителей организации?

Да, действительно, изменения введены с начала октября 2016
года, это целый пакет изменений: установление административной ответственности
за невыплату или неполную выплату заработной платы, если это не попадает под
уголовную статью. Ответственность налагается как на должностных лиц, так и на
саму организацию. Первоначально на должностных лиц налагается штраф 10-20 тыс.
руб., на организацию — потом от 30-50 тыс. руб. При повторном нарушении сумма
увеличивается. Сейчас в трудовой кодекс введена обязанность работодателя
выплачивать зарплату не позднее, чем через 15 отработанных дней. За невыплату
зарплаты в срок, размер ответственности увеличен до 1/150 за день просрочки. Работники
достаточно защищены законодательно.

Не приведет ли данная
мера к тому, что  работодатели перестанут
официально оформлять многих сотрудников?

За нарушение трудового законодательства также предусмотрена
ответственность. Повышение ответственности может привести к тому, что
работников перестанут оформлять официально и может быть это будет связано с
тем, что официально будет проводится минимум сотрудников с минимальным размером
заработной платы. Но это связано не только с усилением ответственности, но и с
большой налоговой нагрузкой. Мы знаем, что на начисленную зарплату начисляются
большие взносы, которые и становятся препятствием для работодателя.

Многие руководители
предприятий и организаций продолжают жаловаться на проверки, которые ведет ФНС.
Они утверждают, что у инспекторов по-прежнему стоит задача обязательно найти
нарушения. Особенно сейчас, в условиях жестких бюджетных проблем. Ухудшится ли
ситуация?

Количество проверок организаций налоговыми органами
регламентировано в самом Налоговом кодексе. Существует два вида налоговых
проверок: камеральная, которая осуществляется в течении 3 месяцев с момента
предоставления налоговой отчетности, т.е. это некая текущая проверка, и если
находятся нарушения, составляется акт и лицо привлекается к ответственности,
второй вид — выездные налоговые проверки, которые могут проводится только по
решению налогового органа. Порядок проведения достаточно жестко регламентирован
в Налоговом кодексе. Я думаю, что есть достаточно наработанная практика
Арбитражных судов, которая, в основном, поддерживает налогоплательщика.


Поделиться

Добавить комментарий