Топ-100 Возможные изменения понятия и последствий валютного резидентства России - Гражданин и закон
Главная страница » Возможные изменения понятия и последствий валютного резидентства России
Обсуждаемая в течение последних месяцев инициатива Минфина России об изменении критериев валютного резидентства приняла неожиданный оборот.
Поделиться

Что сейчас?

Действующая редакция закона относит к валютным резидентам граждан России (за исключением тех граждан РФ, которые постоянно проживают за рубежом не менее 1 года) и иностранных граждан, постоянно проживающих в России на основании вида на жительство.

В настоящее время валютные резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы об открытии и закрытии своих счетов в иностранных банках и ежегодно представлять отчёты о движении средств по таким счетам. Кроме того, резиденты могут зачислять средства на свои иностранные счета только по тем основаниям, которые прямо разрешены законом о валютном контроле (за иное предусмотрена административная ответственность). На нерезидентов такие обязанности и ограничения не распространяются.

Утрата валютного резидентства РФ происходит, если гражданин непрерывно живёт за рубежом более 1 года. Однако, возвращаясь в Россию хотя бы на один день, гражданин вновь становится её валютным резидентом (такого толкования придерживаются органы валютного контроля).

Что предлагается?

Проект изменений в закон о валютном контроле, размещённый на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов (пока не внесён в Госдуму), в части статуса валютного резидента существенно отличается от ранее звучавших предложений.

1. Согласно законопроекту, «резидентами» для целей валютного законодательства будут признаваться все без исключения гражданеРоссийской Федерации.

В то же время планируется, что требования по уведомлению об открытии счетов и представлению отчётов о движении средств по ним не будут применяться к физическим лицам — резидентам, постоянно проживающим на законных основаниях в иностранном государстве в течение не менее 1 года.

Указанный срок может быть прерван на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации общим сроком не более 3 месяцев в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве.

Однако, если вышеуказанные лица возвращаются в Российскую Федерацию для постоянного проживания (либо если в истекшем календарном году они пребывали в России в общей сложности более 3 месяцев), они будут обязаны:

— во-первых, уведомлять налоговые органы об открытии/закрытии/изменении реквизитов всех своих иностранных счетов за время пребывания за пределами Российской Федерации не позднее 1 месяца со дня возвращения в Россию для постоянного проживания (либо с 1 января года, следующего за годом, в котором лицо превысило 3-х месячный период пребывания в России);

— во-вторых, представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом:

  • все граждане РФ (в том числе постоянно проживающие за рубежом) будут признаваться валютными резидентами РФ;
  • граждане РФ, постоянно проживающие за рубежом не менее 1 года, будут освобождены от подачи уведомлений об открытии счетов и отчётов о движении средств. Более того, их кратковременное пребывание в России суммарно не более 3-х месяцев в году не повлечёт утрату данного освобождения;
  • однако, возвращение в Россию для постоянного проживания (или пребывание в РФ в истекшем году более 3-х месяцев) повлечет обязанность уведомить обо всех иностранных счетах и отчитаться о движениях средств по ним за всё время пребывания за границей.

Обязанность доказывания непребывания в России более 3-х месяцев (как условия сохранения освобождения от обязанности подавать уведомления и отчеты по иностранным счетам) будет возложена на самого гражданина. Подсчёт времени пребывания в РФ и за её пределами будет, по-видимому, осуществляться тем же способом, что и при установлении налогового резидентства, то есть по датам на штампах в загранпаспорте.

2. Законопроект предлагает расширить перечень случаев, когда на иностранный счет физического лица – резидента разрешено зачислять денежные средства (при условии, что речь идёт о счетах в банках государств-членов ОЭСР или ФАТФ). В этот перечень планируется включить:

  • денежные средства, полученные от нерезидента в результате продажи ему транспортного средства, находящегося в собственности физического лица-резидента за пределами территории РФ; и
  • денежные средства, полученные от нерезидента в результате продажи ему недвижимого имущества, находящегося в собственности физического лица-резидента за пределами территории РФ, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано на территории иностранного государства, являющегося членом ОЭСР или ФАТФ, и такое государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г., и при этом счет (вклад) физического лица-резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

Предполагается, что новая редакция закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года. При этом граждане РФ, не являвшиеся резидентами по состоянию на 1 января 2018 года, будут обязаны уведомить налоговые органы об открытии/закрытии/изменении реквизитов счетов в иностранных банках не позднее 1 марта 2018 года.

Ещё раз отметим, что рассмотренный проект на данный момент не внесён и находится на стадии общественного обсуждения.  

Источник: http://www.gestion-law.com/news/ofshor/vozmozhnye-izmeneniya-ponyatiya-i-posledstviy-valyutnogo-rezidentstva-rossii/


Поделиться

Добавить комментарий