Главная страница » Законодательные инициативы: что нас ждет?
Интервью с главой комитета по законодательству петербургского парламента Денисом Четырбоком
Поделиться

В новом выпуске программы \»Гражданин и закон\» на радио \»МедиаМетрикс\» речь шла о последних законодательных инициативах. Гостем ведущей Юлии Мелейко стал  глава комитета по законодательству петербургского парламента Денис Четырбок. Он рассказал о важности подробного информирования населения при реализации инициатив, изменениях в законе о стратегических инвесторах Петербурга и о новых федеральных законопроектах и реформах.

Первый вопрос, который хотелось бы задать, касается вашей последней инициативы о принципе постоплаты штрафстоянки. В чем важность этой инициативы?

Необходимость в ней назревала давно. В тот период, когда Законодательное Собрание Петербурга находилось в стадии избирательного цикла, наши коллеги из Государственной Думы приняли изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Там они прямо предусмотрели возможность владельцев транспортных средств забирать свои эвакуированные машины по предъявлению документов, удостоверяющих их право на управление транспортным средством. Что это значит? Это значит, что ситуация, когда возврат машины ставился в зависимость от наличия оплаты за ее эвакуацию уходит в прошлое. И вопрос этот касается большого числа жителей города. Согласитесь, не всегда есть в кармане деньги и время, чтобы съездить сначала в отдел ГИБДД, а потом оплатить штраф. Мы навели справки по оплате коммунальных платежей. Там примерно такая же ситуация – можно не платить, а можно заплатить, и в большинстве случаев люди платят. Так и здесь. Может быть, они не будут платить в тот же день, но в ближайшей перспективе они, естественно, внесут этот платеж, чтобы не быть обремененными этими долгами.

Я бы немножко расширил этот вопрос, потому что мы буквально две недели назад проводили расширенное заседание, где обсуждали все эти моменты. В первом чтении проект был принят. Сейчас нами уже подготовлены и согласованы поправки, которые будут касаться того, что помимо документов на автомобиль, лицу, которое придет забирать транспортное средство, необходимо будет предъявить еще документ, удостоверяющий личность. Для чего? Чтобы установить факт того, какое именно лицо забирает автотранспортное средство, во избежание пробелов – мало ли что потом с транспортным средством случится. Во-вторых, это облегчит компаниям, которые занимаются эвакуацией, возможность обращения в суд по конкретному лицу – они будут понимать, кто конкретно забрал транспортное средство и кому предъявлять претензии. Это дополнительный инструмент, рычаг для того, чтобы у нас не было неплатежей. 30 ноября мы обязательно проведем второе чтение, и 7 декабря ожидается уже принятие этого проекта в третьем чтении и направление губернатору на подписание. Поэтому, с нового года, я думаю, мы будем жить уже по новым порядкам, и в том числе, по новым тарифам.

Что касается системы платных парковок, которые у нас есть в городе. Говорят, что система не работает, за прошлый год выставили штрафов на какую-то неимоверную сумму, но получить денег с автомобилистов так и удалось. Насколько вообще работает система платной парковки и можно ли ее работу отследить?

Я, как человек, который тоже пользуется этой системой, всегда оплачиваю. У меня она вопросов не вызывает. Более того, лично мне, как автомобилисту, это облегчило жизнь: более-менее всегда есть возможность припарковаться на том же Литейном, довольно загруженном, или на Чернышевской. Там всегда очень сложно с парковкой было – вот сейчас стало полегче. Другой вопрос, что есть определенные сложности, связанные с процессуальным оформлением тех штрафов, которые необходимо накладывать на нарушителей. И связано это, прежде всего, с определенным пробелом в отношениях между ГУВД и правительством города. Насколько мне известно, сейчас ведется активная работа, направленная на то, чтобы такое взаимодействие было налажено. После того, как это взаимодействие будет налажено, можно будет говорить не только об эффективном управлении этой зоной, но и о ее расширении. Такая идея есть, и она совершенно правильная. Мы и в Законодательном Собрании следим за этим, и периодически заслушиваем на комиссии по правопорядку и законности представителей Администрации, комитета по безопасности, комитета по транспортно-транзитной политике. И в ближайшее время мы ожидаем решение этого вопроса. 

А если поговорить в целом – какие петербургские инициативы, или, может быть, федеральные, вы считаете приоритетными на сегодняшний момент?

Я, как председатель комитета по законодательству, считаю приоритетом городские законы. И здесь у нас сейчас довольно много работы, потому что был вынужденный перерыв в деятельности ЗакСобрания, связанный с выборами. Накопилось очень много проектов, которые требуют безотлагательной нашей реакции, и это связано с теми изменениями, которые были приняты нашими федеральными коллегами. Самый яркий пример – это то, что мы эвакуацией сейчас занимаемся. И на самом деле, очень много других проектов, связанных с деятельностью органов государственной власти, с деятельностью социальных служб, с установлением дополнительных средств соцподдержки, с введением критериев норм нуждаемости, для того, чтобы ее адресно получали. То есть не просто «всем вот столько», потому что среди этих «всех» могут быть действительно нуждающиеся люди, а могут быть люди, которые по формальным признакам нуждающиеся, не работающие, например, но бывает, что эти люди – миллионеры. Ни для кого не секрет, что и такие люди оформляют себе определенные меры соцподдержки и их получают. Поэтому остро стоит вопрос адресности. Такое перераспределение позволит нам сэкономить некоторую сумму в бюджете и обеспечить ее выделение, может быть, в большем объеме, для реально нуждающихся людей. Потому что тоже такая цифра очень важная, очень интересная – в Петербурге 3,5 миллиона жителей пользуется в той или иной мере поддержкой за счет средств городского бюджета. 

Давайте поговорим о законодательных изменениях, которые касаются бизнеса. В частности, у вас был законопроект, который касается стратегических инвесторов. Насколько я понимаю, сейчас инвесторы, которые собираются комплексно осваивать территории под жилищное строительство, не получат статус стратегического инвестора и соответствующие льготы. Действительно ли это так, и в связи с чем такие изменения?

Ситуация какая. Жизнь меняется, федеральное законодательство меняется, и уже появляется практика работы стратинвесторов в городе. И практика такова, что практически ни один стратинвестор не заключил с городом соглашение о стратинвесторах. Это что означает? Это означает, что нет той «дорожной карты» взаимодействия города и стратинвесторов. Уже давно обсуждался вопрос, в том числе, с участием стратегических инвесторов, по поводу того, что необходимо внести какие-то изменения в закон. И тот перечень предложений, который был выдвинут депутатами Законодательного Собрания, комитетом по законодательству вместе с комитетом по инвестициям, он предполагал, прежде всего, ограничить перечень тех сфер, в которых инвестор может приобрести статус стратегического. Почему? Потому что для города строительство жилья и бизнес-центров – не столь приоритетный вопрос. Потому что жилья у нас много, бизнес-центров много – а вот детских садов мало, поликлиник мало, транспортной инфраструктуры не хватает. Конечно, для инвестора самое простое – сделать бизнес-проект, застройку жилья в каком-нибудь хорошем месте, туда же встроить бизнес-центр, получить определенные льготы, реализовать проект, продать все и уехать. Совсем другое дело строить больницу, поликлинику, детский сад, дорогу. Ты не уйдешь так быстро, потому что есть период окупаемости, мы его определили в 10 лет примерно, с возможностью продления на какой-то срок. Но все эти моменты должны быть прописаны в договоре со стратегическим инвестором. Во-первых, чтобы инвестор понимал, где город его должен поддержать, а с другой стороны, чтобы город понимал, что предоставляя ему такой статус, инвестор реализует такой-то проект, будет его эксплуатировать, и это принесет определенную пользу в социальном смысле. И дальше стороны могут какие-то дополнительные условия предусмотреть. Некоторые воспринимают это как ограничения для инвесторов. Мы еще обязательно в комитете по законодательству проведем обширное обсуждение, потому что к нам поступило заключение губернатора на указанный проект, оно содержит определенные замечания, которые мы будем обсуждать. Мы обязательно позовем туда и стратегических инвесторов, и профильные комитеты Смольного, которые отвечают за этот вопрос, и депутатов. 

Насколько я знаю, стратегических инвесторов и вообще инвесторов, особенно зарубежных, в городе мало. К нам регулярно ездят китайские делегации, европейские, но по факту каких-то реальных контрактов не видно. Вы не боитесь, что какие-то ограничения могут их отпугнуть?

Я бы не сказал, что это ограничения. Единственное ограничение – если сейчас у нас инвестиции свыше 15 миллиардов рублей могут привести к тому, чтобы ты получил статус инвестора, вне зависимости от той сферы, куда ты инвестируешь, то мы хотим убрать эту планку. Потому что на практике таких инвестиционных проектов, на моей памяти, даже нет. Все равно все ограничивалось тремя, максимум пятью миллиардами. Никто эту планку даже не брал. То есть норма не работает. В остальном – есть предлагаемая норма, связанная с тем, чтобы тот инвестор, который хочет получить статус стратегического, встал на налоговый учет в Санкт-Петербурге. Некоторые это рассматривают как ограничение. Да, это предмет обсуждения, мы обсудим. Если придем к выводу, что это чрезмерно – поправим. Для тех инвесторов, которые действительно хотят инвестировать, а не урвать какой-то кусочек в российском сегменте, я не думаю, что это будет рассматриваться как ограничение. 

Насколько я знаю, изменения также произошли в законе о местном самоуправлении. То есть теперь норматив минимального обеспечения населения площадью торговых объектов должны учитываться еще на уровне Генплана. Это не затруднит жизнь малому и среднему бизнесу?

Так это наоборот направлено на то, чтобы гарантировать им эти торговые места. Потому что по факту нередки случаи, когда этот норматив не соблюдается. Более того, это требование Градостроительного кодекса. То есть это не что-то там нами придуманное для того, чтобы ограничить жизнь наших предпринимателей, а наоборот, это та мера, которая позволит уже на стадии планирования учитывать и закладывать вот эти минимальные торговые нормы. То есть речь идет о минимальных нормативах. Для чего это делается? Чтобы в Генеральном плане были соблюдены и заложены минимальные нормативы. Сейчас по факту это не учитывали. И есть ситуации, когда минимальный норматив не учтен. Вот это ограничение для предпринимателя. А когда им будет гарантирован минимальный норматив, то это будет хорошо и наоборот приведет к прибавке мест для осуществления предпринимательской деятельности.

Ближайший год-два в каких сферах ожидаются еще изменения и на что вообще обращают внимание граждане, которые обращаются к депутатам?

Я так скажу: граждан, которые обращаются к депутатам, в меньшей степени интересуют вопросы законотворчества. Их в большей степени интересует вопрос исполнения законов, и не всегда даже законов, а скорее подзаконных актов. Самое банальное – от уборки и вопросов ЖКХ, они, естественно, на первом месте. Почему помыли один раз в месяц парадную, хотя должны были два раза – понимаете, это не уровень закона. Закон просто определяет, дальше правительство общий порядок деятельности управляющих компаний определяет, потом есть еще ниже акты и еще ниже, которые определяют конкретный перечень. И депутат, уже используя свои рычаги, инструменты, обращается к соответствующим лицам, для того, чтобы повлиять и заставить, как это ни странно покажется, работать. И более того, одна из проблем в том, что сейчас настолько много структур государственных и окологосударственных, которые отвечают за решение того или иного вопроса, что иногда даже не разобраться в них. А большинство людей не имеет юридического образования, они не знают всех хитросплетений этих властных структур. И они как действуют: ну, к депутату обращусь, в прокуратуру – они точно знают, что там дальше делать надо. Поэтому депутатом как раз тот человек должен быть, к которому как в одно окно обратился – а он дальше использует свои знания, своих помощников, свои инструменты, которые законом предусмотрены, решает проблему конкретного гражданина. Начиная от мытья полов и заканчивая высокими материями. И таким нам приходится заниматься. Но в большей степени граждан интересуют их бытовые нужды: уборка, лечение, образование, трудовые вопросы очень популярны.

А по поводу того, что ожидается, что в следующем году проезд будет стоить 45 рублей, еще не обращались граждане? И к кому им, кстати, обращаться?

Естественно, поступали запросы в этой части и в Законодательное собрание, и конкретно к депутатам. Ответственный за рассмотрение этого проекта – бюджетно-финансовый комитет, там представлены депутаты разных фракций. Они подробнейшим образом смотрели всю экономику, просчеты какие. Здесь, на самом деле, вопрос в подробности информирования населения. Например, у нас со следующего года будут вводиться такие формы проездных документов, которых не было –  «90 минут», проездной на несколько дней, скоро будет определена их стоимость. Как и говорил губернатор при представлении проекта закона о бюджете: вот разовый проезд – он подорожает, а если брать карточки и проездные документы, которой в большей массе пользуются наши жители, их подорожание не составит более 7,7%, примерно традиционное повышение, которое ежегодно происходит. Надо до населения доносить эту информацию. 

Какие крупные федеральные инициативы за последнее время, на ваш взгляд, заслуживают внимания?

Были масштабные изменения и в Градостроительный кодекс, связанные с границами зон охраны. Это нашего города касается, потому что вся его центральная часть – объект культурного наследия, объект охраны ЮНЕСКО. Эти изменения нам были важны – и мы учли это в своих законах: и в Генеральном плане, и в 820 законе о границах зон охраны. Далее – реформа и новый закон об образовании, и о здравоохранении в Российской Федерации. В социальной сфере много изменений, в частности, появление новых инструментов для оказания помощи гражданам, таких как социальный контракт. Это такая новая мера работы с лицами, которые нуждаются в социальной поддержке, индивидуальный план выхода из трудной жизненной ситуации. Он предполагает, в том числе, и поддержку материальную, и поддержку, связанную с устройством на работу, и какое-то сопровождение, переобучение и так далее. 


Поделиться

Добавить комментарий