Заочное обучение юриспруденции в рамках первого высшего образования будет запрещено с 1 сентября 2016 года, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Министр образования Дмитрий Ливанов высказался в поддержку этой инициативы. По его словам, «дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины, практическая часть обучения не могут быть обеспечены ни в заочном, ни в дистанционном режиме».
«Гражданин и закон Петербурга» обратился к юридическому сообществу с просьбой прокомментировать нововведение.
Президент «Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака» Юрий Новолодский считает, что подобные меры не спасут юридическое образование, которого в нашей стране практически не осталось:
Я запретил бы юридическое образование в нашей стране вообще. На юридические факультеты приходят молодые, инициативные, восторженные молодые люди и вливаются в бурлящий, дурно пахнущий поток общей юриспруденции.
Систему образования нужно менять в корне. Инициатива запретить заочное юридическое образование – это полная глупость. Дело не в форме обучения.
Сейчас количество людей, получивших юридическое образование и не ставших юристами, зашкаливает. Люди, получившие квалификацию юриста, по факту не имеют ничего, кроме бессмысленных корочек.
Если мне не изменяет память, когда я получал высшее юридическое образование, выучиться на юриста в Ленинграде можно было только в двух высших учебных заведениях – на юрфаке ЛГУ и в школе милиции. Сейчас, я думаю, количество вузов по стране в сотни раз превышает то, что требуется. Это сумасшедший дом!
Бывший ветеринарный техникум в связи с кончиной последней коровы в регионе тут же переименовывается в ветеринарно-юридическую академию, где какой-нибудь отставной участковый начинает читать весь курс права.
О том, что такая вещь произойдет, я предупреждал в 1994 году руководство министерства юстиции Российской Федерации. И слезно просил их навести порядок на рынке предоставления образовательных услуг в сфере подготовки юристов.
Сейчас есть случаи, когда студенты приносят деньги за пять лет обучения и им задним числом выдают диплом юриста. Коммерциализация образования сделала свое черное дело – в результате ни коммерции, ни образования.
Заведующий Кандалакшским филиалом международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Сергей Ануфриев рассказал, что если бы подобный закон действовал во время его учебы, он не смог бы стать юристом:
Я стал морским офицером, не имея высшего образования, а затем, уйдя с флота, пришел на работу в морской торговый порт, прошел путь от инженера-технолога до заместителя начальника порта. И только когда меня отругал министр морского флота, я подал документы в юридический заочно.
На последнем курсе я стал председателем городского суда, где отработал около 10 лет. После этого более 20 лет я практикую адвокатом и вполне успешно. То есть, если бы закон работал тогда, я не стал бы юристом.
Если говорить о качестве образования, оно зависит не от того, учится человек очно или заочно, а от отношения человека к учебе, как его учат преподаватели и есть ли желание учиться. Я вижу по своему окружению, что толковые юристы получаются тогда, когда люди, работая следователями, юрисконсультами, секретарями судей – параллельно учатся. Важно практиковать и получать образование параллельно.
Вероятно, решение о запрете на заочное юридическое образование может быть благом для тех, кто хочет идти в науку, кто хочет преподавать, но с практиками не все так однозначно.